Право vs закон: что надо делать с регулированием криптовалют в России – Bits Media

Мнение IT-юриста Владимира Попова (aka Menaskop) о позиции государственных органов РФ в 2014-2023 годах, возможных путях и перспективах развития криптовалют, майнинга, блокчейна, других Web3-технологий в 2023-2030-м и далее.

Контекст

Начну с контекста, а именно с отсылок на работы, которые дают и общее, и детальное представление об эволюции взглядов на криптоактивы и их правовой статус в России:

  • 2013 (в редакции 2014-го);
  • 2014 (по письму ЦБ РФ и практике);
  • 2017 (см. также на форуме Bits.media);
  • 2018: (парадокс криптоналогов);
  • 2019: (самая большая подборка к тому моменту). 

Помимо этого вы можете изучить полный архив Bits.media по запросу «правой статус криптовалют в России» и схожим с ним, а теперь — переходим к главному. 

Быть первыми

Всегда побеждает или первый, или лучший. Иногда эти категории смешиваются: Facebook не был первым, но стал лучшим; переводы Western Union были первыми и остаются до сих пор. 

Это же касается государств: можно быть инноватором, ранним последователем или входить в какое-либо большинство. У РФ был шанс на первенство и полный приоритет легального крипторынка в период с 2011 по 2013 годы. Почему? Вот лишь несколько факторов.

  • Был принят закон №161 «О национальной платежной системе», куда вполне можно было уместить биткоин и другие валюты, но законодатели оценили рынок как несущественный, и с этого момента началось отставание. 
  • Майнинг в РФ до 2013 года был не просто в лидерах, а на первом месте: и с рождением ASIC-майнинга можно было этот вектор развивать. Но помимо появившегося позже заслона в виде нотификации ввозимого оборудования ничего сделано не было: проект закона о майнинге и в 2023 году (в который раз?) перенесли «на осень».
  • Криптоэнтузиастов и криптопроектов из РФ и СНГ было (и есть) довольно много, а если расширить на русскоязычный сегмент — то еще больше. Основатели Waves, 1inch, Rarible, Curve, Ethereum, Chronobank, Chainlink, Near, Avrora, The Power и многих других — выходцы именно из этого региона, а, если посмотреть на разработчиков, то все станет совсем очевидным. Но — все они работают не в РФ.
  • Наконец, в то время Биткоин как сеть и биткоин как монета уже прошли первые испытания: это и закрытие Silk Road, и приближающийся крах Mt.Gox, и миграция денег из-за кризиса на Кипре, и многое другое. То есть ничто не мешало провести живой стресс-тест системы. Но вместо этого на нее начали не обращать внимание, что, безусловно, хорошо и правильно с позиции меня как крипто-энтузиаста, но категорически не верно с позиции юриста. 
  • Можно сколько угодно посыпать голову пеплом, но попробуем разобраться: а как могло бы быть и как может быть, если вдруг, по невероятному стечению обстоятельств, РФ оценит перспективность блокчейна, криптовалют, Web 3.0 в целом и займется-таки привлечением проектов и экспертов/специалистов из криптосферы прямо сейчас

    РФ vs РФ

    Несмотря на то, что правовую систему России принято критиковать, в ней есть рациональные зерна и вполне рабочие детали механизма. Если говорим о юридическом аспекте как таковом, то прежде всего — это арбитраж. Суд для юридических лиц и предпринимателей. 

    Вот несколько дел, в которых прослеживается и логика, и реальная связь с действительностью и возможности для роста степени понимания криптоактивов и их статуса:

  • Постановление девятого Арбитражного апелляционного суда города Москвы (здесь и далее — ссылки на разборы на Bits.media, так как там уже есть прямые отсылки на юридически значимые документы).
  • Арбитражный суд Омской области признал легитимной сделку по продаже нефтепродуктов через блокчейн.
  • Есть и другие. 
  • Но главное совсем не в этом. Поводом для написания этого материала стало решение ВС РФ, где суд посчитал конвертацию биткоинов в рубли отмыванием денег. И это выглядит крайне странным с учетом того, что:

  • Есть закон о ЦФА, где (например, в статьях 1 и 14) говорится о том, что «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами», — но законов до сих пор нет. С учетом создания экспертного совета при Госдуме в 2017 году прошло уже шесть лет. С момента принятия закона — три года. А с момента первого посвященного вопросу криптовалют письма ЦБ РФ — уже девять лет. Сроки в любом случае достаточные для формализации требований. Но вместо этого важнейшая инстанция (которая, напомню, так как крайне значимо, слилась с Высшим Арбитражным Судом как раз в том же 2014 году) идет вразрез нормам и выносит решение так, будто в РФ нет федеральных законов, кроме ФЗ РФ № 115 «О противодействии легализации…». 
  • Есть вполне корректная судебная практика относительно майнинга, приобретения криптовалют, совместного участия в проектах и ак далее, но ее обобщения как единого документа до сих пор не существует. Хотя исследований на эту тему, в том числе научных, — хватает. Это в итоге приводит к неправовым решениям против майнеров, а также никоим образом не защищает интересы розничных криптоинвесторов (правильней их называть при этом контрибьюторами). 
  • Подобной же логики, как у Верховного суда, придерживаются РКН, ФНС РФ, Минфин и другие. Особенно некорректно это выглядит с точки зрения налогов.

  • Не существует строго формализованной и унифицированной системы учета криптоактивов.
  • При этом и Минфин, и ФНС постоянно настаивают на уплате налогов.
  • В итоге это приводит к тому, что налоги в большинстве случаев оплачивают лишь крупные и средние майнеры (на общих основаниях), а остальные группы мигрируют в криптофшор и/или прочие юрисдикции. 
  • В итоге получаем:

  • Длительный и бюрократически вымученный процесс создания законодательной базы о криптовалютах и токенах, куда входят закон о цифровых активах, изменения в Гражданский кодекс и так далее — не дает правовой определенности ни инвесторам, ни предпринимателям, ни даже рядовым гражданам, желающим приобрести криптоактивы на свободном рынке.
  • Постоянную войну регуляторов: позиция Минфина не совпадает с позицией ЦБ РФ, позиция Минэкономразвития противоречит обоим названным, точка зрения правоохранительных органов доминирует, хотя и не имеет четко выраженных тезисов, а законодатели (ГД РФ в первую очередь) и вовсе не заинтересованы в выполнении своих прямых обязанностей.
  • И главное — отток средств из юрисдикции РФ: как тех, что могли бы лежать на банковских депозитах, так и тех, что пошли бы на уплату налогов. 
  • Что же можно и нужно было делать? А что еще возможно? Попробую рассмотреть на ряде говорящих примеров. 

    РФ vs Швейцария: 2014

    В этом пункте в разное время можно было бы указать Сингапур, Эстонию, ОАЭ и другие страны, но Швейцария — идеальна по многим параметрам:

  • Именно здесь был создан когда-то Ethereum Foundation, а за ним — и множество других топовых криптопроектов, проводящих ICO/IEO/IDO/etc. 
  • Именно здесь появились одни из первых легальных сервисов обмена криптоактивов на фиатные средства (и обратно).
  • Именно здесь было открыто множество банковских счетов, на которые пришли профиты от ICO/IEO/IDO/etc разных Web3-стартапов. 
  • Все, что для этого потребовалось:

  • Четкая  позиция FINMA — местного финансового регулятора.
  • Дружественный закон в Лихтенштейне и своя полноценная нормативно-правовая база.
  • А главное — прозрачные, пусть и далеко не простые, правила, due diligence и KYC по стандартам FATF. 
  • Благодаря этому уже в 2017 году около ⅓ всех ICO-проектов с регистрацией компании остановились на Швейцарии, и страна заработала по меньшей мере 350-400 млн долларов. За шесть лет цифры значительно возросли. Бюджет же РФ в лучшем случае пополнился от ICO блокчейна Waves, возможно RMC, но большая часть проектов с российскими корнями эмигрировала из РФ из-за:

  • Присутствия не ясной (не прозрачной) и, скорее, негативной позиции ЦБ РФ.
  • Отсутствия дружелюбной нормативно-правовой базы.
  • Отсутствия конкретных правил регулирования для разных отраслей крипто-экономики. 
  • Потери с учетом различных факторов и отраслей (ICO, DeFi-сегмент, майнинг и тому подобное) могут составлять от сотен миллионов до нескольких миллиардов долларов, что даже при курсе в 60-85 рублей за доллар выглядит вполне солидно. 

    Что России стоит наследовать у Швейцарии?

  • Прозрачность законодательства;
  • Четкие градации активов и других сущностей (например, деление на Payment ICO, Utility ICO, Asset ICO).
  • Развитое региональное законодательство (там — кантоны, в РФ — субъекты Федерации).
  • Кастомизированный подход к крупным игрокам (навроде Tezos, Ethereum, etc).
  • Дифференцированная налоговая база (налог на прирост капитала; налог на прибыль; НДС; etc).
  • Работа с ДАО (по принципу экономической принадлежности).
  • И главное — открытость инновациям, что означает: на бумаге необходимо изложить четкие принципы и подходы, а детали уже дописывать по ходу пьесы. 
  • Для тех, кто хочет большей детализации, рекомендую изучить позицию ЦБ РФ от 2014 года и сопоставить со швейцарской практикой от того же года. 

    РФ vs Япония: 2016

    Если РФ могла урегулировать все перепетии с крипторынком еще в 2011 году, когда принимался закон «О национальной платежной системе», то есть за год до первого отчета по биткоину в США, то в итоге первым нормативно-правовым актом, раскрывающим, пусть в весьма урезанном виде, правовой статус криптовалют (BTC и ETH в первую очередь), стал закон Японии. 

    И хотя в прессе часто определяют статус BTC в Японии как «платежного средства» это не совсем так. Главное, японцы могут вполне легально пользоваться и торговать криптовалютой. Кроме того, в 2022 году сюда же подключился рынок стейблкоинов. 

    Что это в итоге дало? Посмотрим на цифры и факты — они говорят сами за себя:

  • Уже в 2018 году криптотрейдеров в этой юрисдикции было более 3 500 000 человек, а в 2022 году — свыше 7 700 000 (это больше, чем население Санкт-Петербурга).
  • Компании вроде Circle стали желанными гостями.
  • В 2021 году начался процесс разработки DeFi-сегмента, который, напомню, достигал более чем $230 млрд капитализации. 
  • Одним словом, несмотря на присутствующий негатив (прежде всего взломы и соответствующие потери крипто-инвесторов), экономика Японии пополнилась за счет инноваций, в отличие от экономики РФ. 

    Что можно было бы перенять РФ у Японии? Вот неполный список:

  • Быть новатором — все стремятся занять вакантные места, а с тем — пополняют бюджет страны. Работает правило просто: если нигде нет, а у вас есть — идут сначала к вам.
  • Описать четко статус криптоактивов, а потом перейти к ICO, DeFi, NFT, etc.
  • Выбрать ниши регулирования и детализировать их постоянно. 
  • Теперь — попробуем рассмотреть еще один и куда более яркий пример. 

    РФ vs Канада: 2017

    Майнинг — золотые реки РФ, которые вот уже десять лет с лишним пытаются превратить в ручьи. 

    Канада похожа на Россию климатом, территорией (именно Канада вторая по площади в мире), многими другими объективными параметрами. Поэтому вполне логично, что после великого переезда из Китая — майнеры оказались и здесь. 

    В свою очередь Налоговое управление Канады (CRA) разъяснило:

  • Майнеры обязаны учитывать доходы в декларациях.
  • Базово — майнинг похож на бартер.
  • Все. 
  • Конечно, к этим трем тезисам есть масса деталей и так далее, но с ними нет проблем, так как основа формализована. В итоге одна только Hut 8 Mining за 2021 год увеличила свои показатели на 327%. 

    При этом никаких жестких противоречий между позицией, скажем, CRA и CSA (канадский регулятор ценных бумаг) нет, что добавляет стабильности. И вот что можно и нужно унаследовать РФ у Канады:

  • Формализовать все относительно промышленного майнинга.
  • Забыть при этом про домашний (до 15 Квт).
  • И предоставить льготный период на два-три года для всех майнеров. 
  • Последний пункт важен, так как РФ проигрывала гонку трижды: в 2014, 2017, 2021 годах. И для восстановления теперь требуется куда больше сил, времени и желания, нежели три-пять-девять лет назад. 

    Не. Нужные советы

    В эту главу поместил рассуждения, основанные на собственной практике и исследованиях (с 2012 года), которые, как видятся, могут способствовать развитию крипто-рынка РФ:

  • Необходимо превентивное регулирование отраслей, причем позитивное, а не негативное (запретительное). Прямо сейчас это могут быть: а) рынок программируемых активов; б) ZKP-решения; в) NFT & DeFi, включая в первую очередь — рынок крипто-деривативов и так далее.
  • Исключение из речи любых официальных лиц упоминаний о каких-либо табу со стороны криптоактивов, кроме тех что и так очевидны (по тому же ФЗ РФ №115), так как отрицательная риторика при плохом регулировании — катализатор исхода, а не прихода.
  • Создание оффшорных зон для пилотных проектов в сфере майнинга, трейдинга (DEXs/AMMs/CEXs/etc), стейкинга и других доходных направлений с периодом не менее трех-пяти лет, а лучше десяти: оборотный капитал, даже не облагаемый напрямую налогами, дает экономике положительный толчок. Коротко схема выглядит так: майнер-компания заработала на майнинге, оплатила зарплаты, выдала дивиденды учредителям, все заплатили НДФЛ и пошли тратить средства, оплачивая НДС и другие «включенные налоги», а также стали покупать больше, пополняя бюджеты: местные, региональные и федеральный. 
  • Базовые отрасли для РФ: майнинг, классические DeFi и доступные Cefi, NFT-арт (потому как такого количества креатива, как в странах СНГ, мало где можно найти по миру). 
  • Если разделить все это на периоды (2023-2025, 2025-2030, 2030-2050) и сосредоточиться на создании свободного криптопространства, то в момент разработки CBDC по всему миру можно получить экономическую, правовую и, что важно, технологически развитую зону для многих проектов. В том числе при самом негативном сценарии, когда РФ остается под санкциями, так как в этой зоне находится немало других государств, включая технологические, как Иран. 

    Несмотря на то, что план выглядит футуристично, он вполне достижим и реален, но требует системного и взвешенного подхода, а не заявлений ad hoc, которые лишь усугубляют ситуацию.  

    Выводы и итоги

    Мне как криптоэнтузиасту достаточно криптофшора: это надежно, безопасно, не зависит от прихотей юрисдикций и находится на передовой технического и культурного прогресса. 

    Но как юристу мне понятно, что всегда будут граждане, предприниматели, компании, которые хотят найти компромисс с государством. И эта группа стала в период санкций больше, а не меньше. И самое главное, что экономика 2020-2030-х, которая не хочет соприкасаться с криптомиром, — это не цифровая экономика. А нецифровая экономика в оцифрованном мире — это экономика отсталая

    Поэтому описанные сценарии, а равно и опыт других государств и корпораций, — то, что подлежит внедрению здесь и сейчас. Иначе РФ отстанет уже к 2025 году на 25 лет, а к 2030 — на 100: от тех государств, которые пойдут путем имплементации с Web3-сферой. 

    Стадии в РФ могут быть следующими:

    • 2023-2025 — акцент на майнинге: понятных, простых правилах для него и свободных экономических зонах (Сибирь и Дальний Восток в приоритете).
    • 2025-2030 — компиляция элементов DeFi & CeFi и даже Refi.
    • 2030-2050 — работа над интеграцией мировых компьютеров (будет то Ethereum, dFinity или что-то еще — не так значимо), распределенными ОС, децентрализованными хранилищами и прочими элементами.

    В итоге РФ получит то, о чем так часто заявляется, но редко делается:

  • Независимость от «долларизации экономики».
  • Новые рабочие места.
  • Международное признание.
  • Деньги в бюджеты всех уровней.
  • И это — минимум. На этом у меня все и

    до!